Как не выпасть из коуч-позиции во время сессии?

И что делать, если вы все-таки выпали?

Наиболее распространены две причины выхода из коуч-позиции. Рассмотрим их отдельно.

Причина №1 У коуча возникла идея, как клиент может решить свой вопрос. А так как своя идея всегда кажется гениальной, то обычно очень сложно просто выкинуть ее из головы. Поэтому коуч начинает либо задавать закрытые вопросы клиенту, как бы подсказывая ему свое решение, либо мотивирует клиента продолжать накидывать варианты решений, ожидая, что тот рано или поздно сам увидит идею, которую коуч считает наилучшей.

Пример выхода из коуч-позиции: клиент хочет понять, как ему решить свой конфликт с коллегой. В процессе работой над этой темой коуч видит, что клиент ни разу не обсуждал эту тему с коллегой открыто, и начинает задавать закрытые вопросы: а вы не пробовали поговорить об этом с коллегой? А как вы думаете, вам бы это помогло? А если принять во внимание, что при конфликте рекомендуется всем сторонам собраться и обсудить его открыто, то тогда с кем бы вы могли его обсудить?

Суть всех этих вопросов сводится к тому, чтобы клиент как бы сам пришел к мнению, что ему нужно обсудить ситуацию с коллегой. Но на самом деле, это мнение коуча, который пытается направить поток мыслей клиента в определенном направлении. Что и является выходом из коуч-позиции. В коучинге коуч должен следовать за клиентом, а не направлять его.

Что же тогда делать, если во время сессии вам пришел в голову какой-то совет для клиента? Во-первых, признать, что в самом факте возникновения такой мысли у вас в голове нет ничего страшного. Все мы люди, и многие из нас привыкли помогать другим именно в форме совета.

Но вот что делать с этой мыслью – это уже важное решение. Есть два варинта, которые помогут вам сохранить коуч-позицию в этой ситуации.

1 Вы осознаете, что вам в голову пришел совет, а любой совет – это нарушения коучингого пространства. Поэтому вы фиксируете где-то этот совет у себя в конспекте и принимаете решение поделиться им с клиентом, но после завершения коуч-сессии.

2 Если первый вариант не сработал, и ваш совет все равно остается у вас в голове и влияет на то, какие вопросы вы задаете, то я предлагаю в открытой позиции озвучить пришедшую вам в голову идею. Но сделать это в формате коучинга – сначала сообщить, что с вами произошло, затем предложить клиенту озвучить свой совет, после этого узнать его мнение. Важно не настаивать на положительной оценке вашей гениальной идеи. Вы будете очень удивлены, но в 80% случаев клиентам совсем не нравятся идеи, которые им предлагают коучи. Хотя они всегда соглашаются их выслушать. После двух-трех таких опытов желание высказывать свои варианты решений клиенту у вас, вероятно, отпадет само собой.

Пример сохранения коуч-позиции: Вы знаете, мне в голову пришла идея по поводу вашей ситуации. Она прямо вертится у меня в голове. Хотите ли вы, чтобы я вам ее рассказал, просто как идею, вдруг она окажется вам полезной?

Безусловно, наилучший вариант – это выбрасывать из головы приходящие вам мысли относительно того, как клиенту лучше поступить в рассматриваемой на сессии ситуации. Но если вам это не удается – будьте честны с собой и клиентом – воспользуйтесь одним из предложенных

вариантов. Иначе мысль засядет у вас в голове и будет мешать вам увидеть эффективное направление развития сессии.

Причина №2 Коуч увидел какое-то несоответствие в рассуждениях клиента, попытался задать вопрос, обращающий на это внимание, но клиент не обратил на это должного по мнению коуча внимания. В результате, коуч продолжает задавать вопросы об одном и том же. Обычно это вызывает либо потерю контакта, либо пробуксовку сессии на определенной теме.

Пример выхода из коуч-позиции: клиентка хочет добиться изменений в отношениях с партнером. Во время сессии она то говорит, что боится, что партнер ее неожиданно покинет, то утверждает, что уверена в чувствах и стабильности своих отношений с партнером. Коуч, заметив это несоответствие, говорит – мне кажется, на самом деле вы все-таки не уверены в стабильности чувств вашего партнера. Как вы считаете?

Здесь выход из коуч-позиции заключается в том, что коуч высказывает свое личное мнение относительно слов клиента. Это нарушает безоценочность восприятия, что является ключевой характеристикой взаимодействия в паре коуч-клиент.

Как же тогда поступить, если вы заметили такое несоответствие? Во-первых, вы можете похвалить себя – вы справились с одной из основных задач коуча – подмечать несостыковки, противоречия и необдуманные фрагменты в размышлениях клиента. И вы можете перейти ко второй задаче коуча – открыто проговорить свои наблюдения клиенту, не внося в них своих мнений и оценок.

Пример сохранения коуч-позиции: я заметил, что, с одной стороны, вы говорите, что боитесь что партнер вас неожиданно покинет. С другой стороны, вы сказали, что уверены в стабильности ваших отношений… Дальше можно: а) выдержать паузу, чтобы клиент сам обдумал и прокомментировал эти факты; б) задать клиенту открытый вопрос – как это для вас между собой связано? Есть ли здесь противоречие? В) проговорить свое наблюдение в виде гипотезы – у меня есть гипотеза, что это противоречит друг другу. Это так или нет?

Резюме: сигналы нарушения коуч-позиции:

— у вас возникло желание «навести» клиента на какую-то мысль,

— вы поймали себя на том, что пытаетесь подсказать что-то клиенту,

— вы повторно задаете вопросы, чтобы прояснить что-то в словах клиента, а ничего не проясняется

Если вы увидели один из этих сигналов на сессии, остановитесь и перестаньте задавать вопросы. Вместо этого перейдите в открытую позицию – честно проговорите, почему вы задавали последние несколько вопросов, и спросите клиента, хочет ли он обсуждать то, на что были направлены ваши вопросы.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *